Главная » Статьи » Конкурсы школы |
школьный этап олимпиады по русскому языку
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 5-6 класс Время выполнения олимпиады – 60 минут Максимальное количество баллов — 82 1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы, пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также расставьте знаки препинания в нужных местах. Слитное написание или отсутствие какого-либо знака обозначайте так: олим [/] пиада, раздельное написание — так: олимп [I] иада. Дедушке уже за сем[ ]десят но он скрыва[ ]т свои года потому[ ]что бои[ ]я ум[ ]реть. По[ ]этой же причине он н[ ]люб[ ]т когда его называют дедушкой а требу[ ]т что[ ]б мы внуки и вну[ ]ки звали его пап[ ]нькой так[ ]как он всех нас за[ ]оч[ ]но кр[ ]стил. Голова у него большая лицо ш[ ]рокое обрюзглое испещрё[ ]ое красными пятнами нижняя губа [ ]твисла б[ ]рода [ ]брита под подб[ ]родком висит другой подб[ ]родок большой морщин[ ]стый [ ]роде мешка. Одет он н[ ]изме[ ]о в один и тот[ ]же ситц[ ]вый стёга[ ]ый на вате х[ ]лат к[ ]торый скорее можно назвать к[ ]потом. Благодаря этому к[ ]поту его и[ ]дали можно скорее принять за бабу н[ ]ели за му[ ]ину. Ещ[ ] рано всего седьмой час н[ ]исходе но дедушка уж напился чаю и гл[ ]дит в окно от времени до времени ут[ ]рая нос л[ ]донью. Переулок глухой и ре[ ]ко[ ]ре[ ]ко когда по мостовой продр[ ]б[ ]жит легковой изво[ ]ик. Дедушка сл[ ]дит за ним и пр[ ]поминает что такому изво[ ]ику на[ ]медни Ипат его довер[ ]ый из [ ]хотного ряда до [ ]рбата грив[ ]ик дал. (По М. Е. Салтыкову-Щедрину) Максимальная оценка— 50 баллов. За каждую орфографическую ошибку вычитается 1 балл, за каждую пунктуационную — 0,5 балла. За «неузнанное» слово, т.е. случай, когда участник не догадался, о каком слове идёт речь, и неправильно заполнил пропуски (или не заполнил их вообще), вычитается 2 балла. За повторные ошибки в одинаковых словах баллы вычитаются лишь однажды. 2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте: обрюзглый на[ ]медни грив[ ]ик довер[ ]ый Максимум 8 баллов. 3. Что означает слово испещрё[ ]ый? Приведите русское прилагательное, от которого образовано слово испещрё[ ]ый. Объясните, как эти слова связаны по смыслу. Максимум 8 баллов. 4. Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что никто её не будит. (Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Три конца») Догадайтесь, что значит глагол ободнять. От какого слова он образован? Максимум 5 баллов 5. Ниже приведены пять предложений из произведений XVIII–XIX веков. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание. 1) Это было в конце Октября; в пять часов еще холодно и темно. 2) Если Английский народ обрадовался миру, то радость Французов была еще живее и основательнее… 3) На возвратном пути должны солдаты итти сомкнувшись. 4) По заявлению членов депутации, войска хана возрасли значительно больше 10000 и на следующий день собираются встретить нас, остановить и разбить впереди Гурленя. 5) Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Максимум 5 баллов. 6. Перед вами отрывок из книги Н. И. Костомарова, написанной во второй половине XIX века: Манштейн прошел через сад; часовые пропустили его без сопротивления, и он достиг до покоев. Как бы выглядела эта фраза в современном русском языке? Объясните, что могло повлиять на употребление в этом предложении именно предлога до. Максимум 6 баллов. | |
Просмотров: 519 | |
Всего комментариев: 0 | |