Главная » Статьи » Методические и учебные разработки |
Диктанты
Сборник диктантов. 1. Весной. 1)С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. 2)Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжёлой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины.3) По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.4) Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! 5)Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. 6) Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. 7) Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. 8) Деревья голы, но уже живут, дышат. 9) В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. 10) хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. 11) Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу… (А.Чехов) 1.Определите стиль и тип речи текста. 2.Какова основная мысль текста? 3.Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 4.Из предложений 5-7 выпишите слова, образованные приставочным способом. 5. Найдите в тексте вводное (ые) слово (а) и выпишите его (их). 6.Напишите номер предложения, в котором есть деепричастный оборот. Выпишите деепричастия и выполните морфемный разбор. 7.Выпишите выделенные слова и выполните морфемный разбор. 8.Из предложений 1-3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. 9. В первом абзаце найдите сложносочиненные предложения, выпишите их номера. 2. Черемуха. 1)Одна черёмуха выросла на дорожке из орешника и заглушала лещиновые кусты. 2) Долго думал я , рубить или не рубить её: мне жаль было. 3) Черёмуха эта росла не кустом, а деревом вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся извилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. 4) Издалека слышен был её запах. 5) Я бы и не срубил её, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить её. 6) Когда я пришёл, он врубился в неё вершка на полтора, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. 7) «Нечего делать, видно, судьба»,- подумал я, взял топор и начал рубить вместе с мужиком. 8) Всякую работу весело работать; весело и рубить. 9) Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше и дальше врубаться в дерево. 10) Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы скорее свалить её. 11) Когда я запыхался, я положил топор, упёрся с мужиком в дерево и попытался свалить его. 12) Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые душистые лепестки цветов. 13) В то же время – точно вскрикнуло что-то – хрустнуло в середине, и дерево свалилось. 14) Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. 15) Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. 16) «Эх! Штука-то важная! – сказал мужик.- Живо жалко!» 17) А мне так было жалко, что я поскорее отошёл к другим рабочим. (Л.Н.Толстой) 3.Лесная поляна. 1)Брошенная дорога через лесную поляну заросла дымящейся травкой, той самой, на какой мы в детстве гадали: что выйдет, если, сжав пальцы, проведёшь по стебельку,- круглый венчик – курочка, или венчик с хвостом – петушок. 2) Теперь эта трава, стебелек к стебельку, собралась на брошенной дороге, отмечая собой на цветущей поляне путь человека, и далеко курилась розовым дымком. 3) А лучше всего была лесная гвоздичка, не красная, не малиновая, а прекрасная, с зубчиками, с мелкими, точно поставленными белыми крапинками. 4) Повилика выползала на песчаную дорожку, белая и розовая, пахнет по-прежнему чем-то далёким из детства, что ни за что не вспомнишь. 5) Не могу представить себе, как и чем пахнут цветы тому, у кого детства не было. (М.Пришвин) 4. Создатель русского фарфора. 1) Зачинателями фарфорового дела в России были московские купцы Гребенщиковы. 2) В 1747 году они открыли первую в стране фабрику по изготовлению фарфора, использовав рецепты химика Д.И.Виноградова. 3) По его же технологии чуть позже начала выпускать свою продукцию Императорская керамическая мануфактура в Петербурге. 4)Создатель русского фарфора Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале в семье священнослужителя. Человек образованный и просвещённый, он был хорошо знаком с М.В.Ломоносовым, их сближали общие научные интересы в области горного дела, химии, минералогии. 6)Направленный в качестве горного инженера на Императорскую мануфактуру, Виноградов получил задание приступить к созданию отечественного фарфора. 7) С этой целью он много ездил, подыскивая перспективное месторождение подходящих глин, проводил испытания кварца и жерновых камней, необходимых для будущего производства, работал над получением жаростойких красок. 8) И вот первые образцы российского фарфора, глазурей, фаянса уже показывают императрице Елизавете Петровне. 9) Государыня осталась довольна, и с её одобрения производство отечественного фарфора было запущено. 10) В память о создателе русские сервизы часто украшала виноградная лоза. (По В.Соловьёву) 5. Разве это не загадка ? 1) Живопись Виктора Михайловича Васнецова близка русскому человеку тем, что в его картинах живёт неизбывная вера в чудо. 2) вслед за народными сказками он напоминает: утро вечера мудренее, а невозможное возможно. 3) Надо только не падать духом, не унывать и не терять надежды: всегда найдутся люди. Которые помогут одолеть напасти и выручат из беды. 4) удивительно, но, глядя на его сказочные полотна – «Иван-Царевич на сером волке», «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», - мы признаём: сказочный мир и его герои как раз такие, какими мы их и сами воображали. 5) Разве это само по себе не волшебство, не загадка, оставленная нам художником? (По В.Соловьёву) 6. Какая бывает роса на траве. 1)Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. 2) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. 3) Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. 4)Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. 5)И капли катаются по листку и не мочат его. 6)Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. 7)Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (Л.Н.Толстой) 7.Последние грибы. 1)Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. 2) Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях только редкие золотые монетки. 3)Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём. 4)Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали. 5) Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и рыжиков, и подберёзовиков, и подосиновиков. 6) Это и были последние грибы. (М.Пришвин) 8. 1)Кто укажет миг, когда, окружённый тысячами звуков природы, человек прислушался и впервые попытался подражать её голосам? 2)Кто и когда впервые осознал, что можно заставить звучать давно знакомые предметы? 3)Ответить на эти вопросы, разумеется, очень трудно. 4)Но ведь однажды такой момент должен был наступить: человек обтянул глиняный горшок кожей или подул в отверстие тростинки, а может быть, тронул тетиву лука и заиграл. 5)Возможно, всё это произошло в разных концах света одновременно. 6) Только с той поры люди не расстаются с музыкой. 7)В этом им помогают музыкальные инструменты. 8)За десятки веков человек изобрёл их очень много. 9)Одно перечисление названий заняло бы, наверное, целую страницу – тут и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные. (М.Зильберквит) 9. Истоки у сердца народного. 1)Где берут своё начало истоки стихов поэта Ивана Фёдорова? 2) В привольной шолоховской степи, в казачьих донских станицах и хуторах, в жизни людей, навсегда полюбивших землю, хорошо знающих её животворную, чудодейственную силу. 3)Многие поэтические строки у Ивана Фёдорова чисты, как вода в донской кринице, о которой поэт сказал своими словами и нашёл свои, не заимствованные краски: 4)Мой товарищ выкопал криницу, Он всю ночь копал её один. 5)Из криницы воду пьёт станица, А вода пробилась из глубин. 6)И теперь к ней вьётся, вьётся стёжка! 7)Никогда травой не зарастёт. 8)Эта стёжка – светлая дорожка, По которой движется народ. 9)В концовке этого стихотворения выражено заветное желание поэта: 10) «Как же мне отлить такие строчки, чтобы потянулись к ним сердца?» 11)Благородное стремление и ,конечно же, естественное для каждого литератора, для каждого поэта, если он посвятил свою лиру людям, своему народу. 12)Поэзия Ивана Фёдорова искренна и сердечна. 13)В ней выражена беззаветная любовь поэта к донской земле. (По М.Андриасову) 10. Дочери. Ты рвёшься к высотам? Ну что ж – поднимайся к новым орбитам, планетам новым, правдой в сердца человечьи врывайся, будь людям светом, будь добрым словом. Но… Как врага своего, как Иуду, и тебя, дочка моя, навеки прахом отцов прокляну и забуду, если поднимешься над человеком. (И.Фёдоров) 11) 1)Осень, Глубокая осень! 2)Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. 3)Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. 4)Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. 5)Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. 6)Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жёсткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. (С.Аксаков) 12. БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ. 1) Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. 2)Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. 3) Что за чудо? 4) Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. 5) Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними. 6)Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. 7)Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке! 13.ВАЛЬДШНЕП 1) Весна движется, но медленно. 2) В озерке, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. 3)Орех цветет, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки. 4)Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки желтый дымок. 5)Исчезают последние клочки снега в лесу. 6)Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая. 7) Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими черными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша. 8)Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. 9) Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик. 10)Потом прибавился еще и еще. 11) Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков. 14.ГОСТИ 1)Сегодня с утра стали собираться к нам гости. 2)Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. 3)Прилетел к нам в гости журавль и сел на той стороне речки, в желтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать. 4)Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-желтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. 5)Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко. 6)Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. 7) Тогда все трясогузки помчались за ним, как комары.8)К трясогузкам вскоре присоединились вороны и множество птиц, стерегущих свои гнезда, где выводились птенцы. 9) У громадного хищника был жалкий вид: этакая махина - и улепетывает от птичек во все лопатки. 10) Неустанно куковала в бору кукушка. 11) Цапля вымахнула из сухих старых тростников. 12) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. 13) Землеройка пискнула в старой листве. 14) И когда стало еще теплее, то листья черемухи, как птички с зелеными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки. 15) Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки. 16) Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплескивал водой на себя, почесывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. 17) А когда все вымыл, все вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал. 18)Гадюка просыхала на камне, свернувшись в колечко. 19) Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках. 20) И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки и стали что-то клевать. И это были сегодня наши последние гости. 15.ДЯТЕЛ Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И - горе какое! - нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой. 16.МУРАВЬИ. Я устал на охоте за лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть. Но лес был завален глубоким снегом, и сесть было некуда. Случайно взгляд мой упал на дерево, вокруг которого расположился гигантский, засыпанный снегом муравейник. Я взбираюсь вверх, сбрасываю снег, разгребаю сверху этот удивительный муравьиный сбор из хвоинок, сучков, лесных соринок и сажусь в теплую ямку в муравейнике. Муравьи, конечно, об этом ничего не знают: они спят глубоко внизу. Несколько повыше муравейника, где в этот раз я отдыхал, кто-то содрал с дерева кору, и белая древесина, довольно широкое кольцо, была покрыта густым слоем смолы. Колечко прекращало движение соков, и дерево неминуемо должно было погибнуть. Бывает, такие кольца на деревьях делает дятел, но он не может сделать так чисто. Скорее всего, подумал я, кому-нибудь нужна была кора, чтобы сделать коробочку для сбора лесных ягод. Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушел и вернулся случайно к нему, когда стало совсем тепло и муравьи проснулись и поднялись наверх. Я увидел на светлом пораненном смолистом кольце дерева какое-то темное пятно и вынул бинокль, чтобы рассмотреть подробней. Оказалось - это были муравьи: им зачем-то понадобилось пробиться через покрытую смолой древесину вверх. Нужно долго наблюдать, чтобы понять муравьиное дело; много раз я наблюдал в лесах, что муравьи постоянно бегают по дереву, к которому прислонен муравейник, только я не обращал на это внимания: велика ли штука муравей, чтобы разбираться настойчиво, куда и зачем он бежит или лезет по дереву! Но теперь оказалось, что не отдельным муравьям зачем-то, а всем муравьям необходима была эта свободная дорога вверх по стволу из нижнего этажа дерева, быть может, в самые высокие. Смолистое кольцо было препятствием, и это поставило на ноги весь муравейник. В сегодняшний день в муравейнике была объявлена всеобщая мобилизация. Весь муравейник вылез вверх, и все государство, в полном составе тяжелым шевелящимся пластом собралось вокруг осмоленного кольца. Впереди шли муравьи-разведчики. Они пытались пробиться наверх и по одному застревали и погибали в смоле. Следующий разведчик пользовался трупом своего товарища, чтобы продвинуться вперед. В свою очередь, он делался мостом для следующего разведчика. Наступление шло широким, развернутым строем, и на наших глазах белое кольцо темнело и покрывалось черным: это передние муравьи самоотверженно бросались в смолу и своими телами устилали путь для других. Так в какие-нибудь полчаса муравьи зачернили смолистое кольцо и по этому бетону побежали свободно наверх по своим делам. Одна полоса муравьев бежала вверх, другая вниз туда и сюда. И закипела работа по этому живому мосту, как по коре. 17. В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!" Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя. 18.СИВЫЙ МЕРИН На закате колхозных лошадей гнали через брод в луга, в ночное. В лугах они паслись, а поздней ночью подходили к огороженным теплым стогам и спали около них, стоя, всхрапывая и потряхивая ушами. Лошади просыпались от каждого шороха, от крика перепела, от гудка буксирного парохода, тащившего по Оке баржи. Пароходы всегда гудели в одном и том же месте, около переката, где был виден белый сигнальный огонь. До огня было не меньше пяти километров, но казалось, что он горит недалеко, за соседними ивами. Каждый раз, когда мы проходили мимо согнанных в ночное лошадей, Рувим спрашивал меня, о чем думают лошади ночью. Мне казалось, что лошади ни о чем не думают. Они слишком уставали за день. Им было не до размышлений. Они жевали мокрую от росы траву и вдыхали, раздув ноздри, свежие запахи ночи. С берега Прорвы доносился тонкий запах отцветающего шиповника и листьев ивы. Из лугов за Новоселковским бродом тянуло ромашкой и медуницей, - ее запах был похож на сладкий запах пыли. Из лощин пахло укропом, из озер - глубокой водой, а из деревни изредка доносился запах только что испеченного черного хлеба. Тогда лошади подымали головы и ржали. 19.ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу. Был конец ноября - самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий. Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре - портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше. Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно - может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно. После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжелые тома журналов "Нива" и "Живописное обозрение" за старые годы. 20. Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания. Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука - пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков. Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем. Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил - почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах. 21.Жильцы старого дома. Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку. Сварливый голенастый петух, прозванный "Горлачом", пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж. Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, - петух разъярялся. Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону - должно быть, от корки пахло псиной. Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки. 22. Романы Вальтера Скотта мы читали в пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду теплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала. Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы. Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами. Лягушка так увлекалась этой сказкой, что ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, - на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики. 23.В.Солоухин Трава Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова "замечать" употребить слово "дорожить". Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. Но все же, неправда,-- замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. 24. По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир -- зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Сколько там травы? Десять квадратных метров. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте. Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина - на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой. 25. Лежать на траве. Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки. Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), когда его выпустишь из рук. Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба. Для этого надо лечь на траву и открыть глаза. | |
Просмотров: 657 | |
Всего комментариев: 0 | |