Главная » Статьи » Методические и учебные разработки

Подготовка к ЕГЭ (средства выразительности)

Подготовка к ЕГЭ
Вариант 1.
1.Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А)Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства 1.Сравнение
Б) Вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку 2.Эпитет
В) Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения 3.Гипербола
Г) Перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления 4. Метафора
Д) Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи 5. Олицетворение

Ответ:
А Б В Г Д
4 1 2 5 3

2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.
Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. (В.Маяковский)
1.Сравнение
2.Эпитет
3.Гипербола
4. Олицетворение
5. Метафора
Ответ: метафора
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА.
1) Сквозь волнистые туманы пробирается луна… (А,Пушкин).
2) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (А.Пушкин).
3) Море смеялось (М. Горький).
4) Смирились вы, моей мечты высокопарные мечтанья. (А,Пушкин)
5) Над садам высоко и медленно плавал коршун. (И.Гончаров)
Ответ: 4,5

4.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1) Закатилось солнце русской поэзии. (В,Жуковский)
2) Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег (С. Есенин)
3) Спит черемуха в белой накидке...(С.Есенин)
4) Ребята наши таяли как свечки. (А.Фадеев)
5) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.(А.Пушкин)
Ответ:3,5
5.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1) Звезда с звездою говорит...(М.Ю.Лермонтов)
2) Статные осины высоко лепечут над вами. (И.Тургенев)
3) В саду горит костер рябины красной… (С. Есенин)
4) Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. (С. Есенин)
5) Я три тарелки сел.(И.Крылов)
Ответ:2,4
6.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1) О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.Тютчев)
2) Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.Пушкин)
3) Крадучись, играя в прятки, сходит небо. (Б. Пастернак)
4) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)
5) Призрачно царит. (И. Бродский).
Ответ:2,4
7.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1) Улыбнулись сонные березки...(С.Есенин)
2) Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев).
3) Что если я, завороженный, Вернусь домой уничиженный, ты можешь ли меня простить? (А. Блок).
4) Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили… (В. Высоцкий)
5) У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н.В. Гоголь)
Ответ:4,5
8. Какого из перечисленных средств выразительности нет в тексте.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя. (М.Лермонтов)
1) Эпитет
2) Метафора
3) Олицетворение
4) Сравнение
5) Синекдоха
Ответ: синекдоха.
9. Укажите средства выразительности (тропы) в приведенном ниже предложении.
Стих А. С. Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Белинский)
Ответ: эпитеты и сравнения.
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Туча с громом сговорилась:
ты, гром, греми, а я дождем разолью.
(Б.Ахмадулина) 1.Сравнение
Б) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
(М.Лермонтов) 2.Метафора
В) Печальная береза у моего окна…(А.Фет) 3.Гипербола
Г) Осколками стекла
Усыпан жизни путь…(В.Сталь) 4.Олицетворение
Д)И дольше века длится день
И не кончается объятье. (Б.Пастернкк) 5.Эпитет

А Б В Г Д
4 1 5 2 3

Фигуры речи.
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Повторение начальных слов, строки, строфы или фразы 1.Антитеза
Б) Сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов 2.Градация
В) Избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску 3.Инверсия
Г) Последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. 4.Анафора
Д) Изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла 5.Многосоюзие

Ответ
А Б В Г Д
4 1 5 2 3

12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.
Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой… (Эжен Потье)
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4. Многосоюзие
5.Инверсия
Ответ: градация
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является инверсия
1) Черный ворон в сумраке снежном, черный бархат на смуглых плечах. (А. А. Блок)
2) С ужасом думала я, к чему всё это ведёт? (А.Пушкин)
3) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)
4) Вывели лошадей. Не понравились они мне
5) Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)
Ответ:2,4
14.Укажите предложения, в которых стилистической фигурой речи является АНТИТЕЗА
1) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье… (М.Горький)
2)На другой день был понедельник, обычный вечер у Воронцовых. (Л.Толстой)
3) Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)
4) Безумству храбрых поём мы славу! (М.Горький)
5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица)
Ответ:3,5
15.Укажите предложения, в которых фигурой речи является ГРАДАЦИЯ
1) Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.(С.Есенин)
2) А покуда злее пущего дует ветер из щелей…(Л.Сафронов)
3) В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет. (Боратынский);
4) Руку мне подал на прощанье. (А.Чехов)
5) Над водою низко-низко расстилается туман…(Л.Сафронов)
Ответ:1,3
16.Укажите предложения, в которых фигурой речи является АНАФОРА.
1) О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)
2) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (Есенин С.А.)
3) Напрасно!
Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно!
(А.А. Фет)
4)Из глины –селенья,
Из глины – дома,
Из глины оленя
Слеплю я сама. (Л.Сафронов)
5) Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты... (А.С. Пушкин)
Ответ:2,4
17.Укажите предложения, в которых фигурой речи является МНОГОСОЮЗИЕ
1) И скучно и грустно, и некому руку подать… (М.Ю. Лермонтов).
2) Часовая стрелка близится к полночи.
Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
С Новым годом, сердце! (М. И. Цветаева)
3) Интеллигентен ли бизнесмен, обманывающий своего партнера? (С. Довлатов)
4) В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упустить. (Ф. Ларошфуко)
5) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И. Солженицын)
Ответ:1,5
18. Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А)Ныне полковник, завтра покойник (пословица) 1. Градация
Б) Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак) 2. Антитеза
В)Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность". (В. Короленко). 3. Анафора
Г) Здесь открывались зримые примеры минувших лет, обычаев иных. (Л.Волошинова) 4. Многосоюзие
Д) И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

минута - и стихи свободно потекут.

(А. С. Пушкин) 5.Инверсия

А Б В Г Д
2 3 4 5 1

19. Определите средства художественной выразительности в предложении.
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю —
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари…(М.Цветаева)
Ответ: анафора, инверсия, метафора, параллелизм.
20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, Г, Д
4) А, Г, Д
Ответ:4
Вариант 2.
1. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А)Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах
1.Перифраза
Б) Замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения
2.Литота
В) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки
3.Синекдоха
Г) Употребление названия части вместо целого и наоборот
4. Ирония
Д) Преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого
5.Аллегория
Ответ
А Б В Г Д
5 1 4 3 2

2.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.
Стихи растут, как звёзды и как розы, как красота... (М. Цветаева)
1.Сравнение
2.Эпитет
3.Гипербола
4. Олицетворение
5. Метафора
Ответ: сравнение.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПЕРИФРАЗА
1) А он, мятежный, ищет бури, как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)
2) Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
3) И наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет... (А.Пушкин)
4) Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
5)Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом… (А.Белый)
Ответ:3
4.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЛИТОТА
1) Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
2) Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик. (Русская народная сказка)
3) Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь)
4) Старик с морозца вносит в дом охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)
5) Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)
Ответ:2,3
5.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СИНЕКДОХА
1) Но степь поет. (И.Бунин)
2) Золотое сердце России мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)
3) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.);
4) Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. (С.Есенин)
5) Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин.);
Ответ:3,5
6.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ИРОНИЯ
1) Как правая и левая рука, твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)
2) О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)
3) Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком “ура!” по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..(Н.Некрасов)
4) Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами. Несчастье Невских берегов... (А.Пушкин)
5) Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)
Ответ: 3,4
7.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АЛЛЕГОРИЯ
1) Морозные белые пальмы на стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)
2) Прекрасен царскосельский сад, где льва сразив, почил орел России мощной на лоне мира и отрад. (А. Пушкин)
3) Пусть уснет океан на песке и щебне. Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)
4) Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)
5) Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
покрытый ржавчиной презренья? (М. Лермонтов)
Ответ:2,5
8. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «У берега желтым пышным кружевом на зеленом подоле волны змеилась пена. Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном». (М.Шолохов)
1) Метафора
2) Сравнение
3) Эпитет
4) Метонимия.
5) Аллегория.
Ответ: Метонимия. Аллегория.
9. Укажите средство выразительности (троп) в приведенном ниже предложении.
Есть тоска веселая в алостях зари. (С.Есенин)
Ответ: эпитет
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!(А.Пушкин)
1. Синекдоха
Б) Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф.И. Тютчев). 2. Аллегория
В) Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял. (А.Плещеев)
3. Ирония
Г) В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
(А.Пушкин) 4. Перифраза
Д) Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин)(замена) 5. Литота

А Б В Г Д
4 3 5 2 1

Фигуры речи
11.Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Нарушение прямого порядка слов 1.Риторический вопрос
Б) Сочетание противоположных по значению слов 2.Параллелизм
В) Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки 3.Оксюморон
Г) Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия 4.Парцелляция
Д) Сходное, параллельное построение фраз, строк 5.Инверсия

Ответ
А Б В Г Д
5 3 4 1 2

12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях.
Волна без пены. Солнце без огня. (В.Инбер)
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4. Параллелизм
5.Инверсия
Ответ: параллелизм
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ
1) Бессонница. Гомер. Тугие паруса. (И.Мандельштам)
2) Шёл я по улице незнакомой и вдруг услышал вороний грай… (Н.Гумилёв)
3)Я люблю цыганские кочевья, свист костра и ржанье жеребят… (Н.Клюев)
4)Палкой щупая дорогу, бродит наугад слепой… (В.Ходасевич)
5) Вьется сажа над заслонкою, в печке нитки попелиц…(С.Есенин)
Ответ:2,4
14.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
1) Раскинулась река. Течет, грустит лениво и моет берега. (А.Блок)
2) Старый кот к махотке крадется на парное молоко.(С.Есенин)
3)Месяц гладит камыши сквозь сирени шалаши… (И.Северянин)
4) Полковник говорил еще. Расстанавливая в необходимом порядке слова, пытался подпалить чувство национальной гордости, но перед глазами тысячи казаков – не шелк чужих знамен, шурша, клонился к ногам, а свое буднее, кровное, разметавшись, кликало, голосило: жены, дети, любушки, неубранные хлеба, осиротелые хутора, станицы… (М.Шолохов)
5) Плетни. Огороды. Желтая марь засматривающих солнцу в глаза подсолнухов. Зеленый в бледной цветени картофель. (М.Шолохов)
Ответ:1,4
15.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОКСЮМОРОН
1) Весенней яблони, в нетающем саду, без содрогания я видеть не могу…(И.Северянин)
2) Я обручился с тишиной, всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
3) Будешь за море отдана, спрячешься у ночи в норе… (В.Маяковский)
4) Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)
5) В зимний день на небе неподвижном рано отблеск голубой погас. (Б.Поплавский)
Ответ: 4,2
16.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРАЛЛЕЛИЗМ
1) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. (В.Набоков)
2) От черного хлеба и верной жены мы бледною немочью заражены…(Э.Багрицкий)
3) Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской. (М.Лермонтов)
4) Знобила нам плечи погода весны. (П.Антокольский)
5) Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир – накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным – отнимать действительную силу, заражая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичканные ядом; чтобы стать богатым – продавать богатства; чтобы очиститься от скверны – плевать в прошлое. (В.Рапутин)
Ответ:3,5
17.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС.
1 Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
2) Куда ты несёшься, Россия, как лист золотой с высоты? (Л.Сафронов)
3)Пусть мне всякий приют - на закланье! (В.Соснора)
4) Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.)
5) Лесниковая дочь! Помолись за отца, чтоб Господь отпустил его душу. (Л.Сафронов)
Ответ:2,4
18. Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А)Идёт без проволочек и тает ночь…Б.Пастернак) 1. Риторический вопрос
Б) Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
(А. Ахматова)
2. Параллелизм
В) Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В.Шукшин) 3. Оксюморон
Г) И жив ли тот, и та жива ли?
И где теперь их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?(А.Пушкин) 4. Парцелляция
Д) Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы» (Брюсов В) 5. Инверсия

А Б В Г Д
5 3 4 1 2

19. Определите средства художественной выразительности в предложении.
Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. (М.Шолохов)
Ответ: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение
20.Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Метонимия. Б. Анафора. В. Многосоюзие. Г. Олицетворение. Д. Перифраза. В каком варианте ответа указаны только фигуры?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, В
4) А, Г, Д
Ответ:3

Вариант 3
1.Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)
1.Олицетворение
Б) Перенос значения слова по сходству 2.Эпитет
В) Выразительный прием, при использовании которого автор последовательно переносит на неодушевленный предмет несколько признаков одушевленных объектов.
3.Сравнение
Г) Использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность.
4.Метонимия
Д) Сопоставление одного предмета или явления с другим.
5.Метафора
Ответ
А Б В Г Д
4 5 1 2 3

2. Укажите, какие средства речевой выразительности(тропы) используется в предложении.
Мне непонятные красоты:
Стыдливое цветенье хвой
И зори бледные, как соты. (В.Инбер)
Ответ: сравнение, эпитет.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1) Сусальным золотом горят в лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)
2) Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)
3) Луна хохотала, как клоун… (С.Есенин)
4) Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)
5) Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что, наконец, свалился.
(А.Фет)
Ответ:3,5
4.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1) Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов)
2) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
3) Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
4) Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
5) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя! (А.Пушкин)
Ответы:1,5
5.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1) Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А.Пушкин)
2) И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
3) Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
4) Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье. (А.Пушкин)
5) Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)
Ответ:4,5
6.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТОНИМИЯ
1) Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
2) Где бодрый серп гулял и падал колос. (Ф.Тютчев)
3) За окнами давка, толпится листва. (Б.Пастернак)
4) И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
5) Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела ура. (М.Горький)
Ответ:2,5
7.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
2) И осень огненный парик срывает ливневыми лапами. (В. Егоров)
3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)
4) Сноуден – это голова! – отвечал спрошенный жилет. – Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно – Чемберлен все-таки тоже голова. Пикейные жилеты поднимали плечи (И. Ильф, Е. Петров)
5) Я навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку (М.Лермонтов)
Ответ:3,2.
8. Какое из перечисленных средств выразительности есть в тексте:
Скупа в последней четверти луна.
Встает неласково, зарей гонима,
Но ни с какой луною не сравнима
Осенней звездной ночи глубина. (В.Инбер)
1) Метонимия
2) Метафора
3) Перифраза
4) Сравнение
5) Синекдоха
Ответ: метафора
9. Укажите средство выразительности (троп) в приведенном ниже предложении.
И солнце нежно, как луна,
Над садом светит, но не греет. (В.Инбер)
Ответ: сравнение.
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А)
Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (В.Солоухин) 1. Олицетворение
Б) Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток. (И.Никитин)
2. Эпитет
В) Встала улица, серым полна,
Заткалась паутинною пряжей.(А.Блок)
3. Сравнение
Г) Утром-то я и увидел впереди остров. В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес. (В.Астафьев) 4. Метонимия
Д) Сурово метелица выла
И ветром кидала в окно. (Н.Некрасов)
5. Метафора

А Б В Г Д
2 3 4 5 1

Фигуры речи
11.Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять 1.Антитеза
Б) Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи 2. Эпифора
В) Одинаковая концовка нескольких предложений 3.Градация
Г) Последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи 4.Умолчание
Д) Сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления 5. Эллипсис

Ответ
А Б В Г Д
4 5 2 3 1

12. Укажите, какое средство речевой выразительности (фигура)используется в предложении.
От роты осталось не больше шестидесяти человек, и он видел, с какой безумно отчаянной храбростью защищались эти люди от казаков, никли под сабельными ударами, умирали, а лезли напролом, на гибель, уничтожение, решив, что все равно, где принимать смерть. (М,Шолохов)
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4. Многосоюзие
5.Инверсия
Ответ: градация
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АНТИТЕЗА
1) Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст. (С. Есенин)
2) ) Я выстрелы услышал там и тут – во сне и наяву они совпали. Куда бежать? (Ю.Кузнецов)
3) Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём. (А.Блок)
4) Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой. (С. Поделков)
5) Я царь, – я раб, – я червь, – я бог. (Г. Державин)
Ответ: 3,5
14.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИФОРА
1) Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. (Н. В. Гоголь)
2) Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища…(Пушкин А.С.)
3) Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня!..(Лермонтов М.Ю.)
4) Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, —
Нет попа,
а я и тут. (А. Твардовский)
5) Куда поскачет наш проказник? (А.Пушкин)
Ответ:1,4
15.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГРАДАЦИЯ
1) Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой… Е.Баратынский);
2) И где ж Мазепа? Где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе? (А.Пушкин)
3) Одиночество с Вами... Оно такое,
Что лучше и легче быть одному.(З.Гиппиус)
4) В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет. (Е.Баратынский);
5) Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне! (А.Фет)
Ответ:2,4
16.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является УМОЛЧАНИЕ
1) Баснь эту можно бы и боле пояснить -
Да чтоб гусей не раздразнить... (И.Крылов)
2) Нет! Вам красного детства не знать,
Не прожить вам покойно и честно. (Н.Некрасов)
3) … не правда ль? Ты одна… Но если… (А.Пушкин)
4)И кузнечик, как бубенчик, надо мной звенит.(В.Соснора)
5)От рога до рога
Ущербной луны
Струится дорога
В полнеба длины. (Л.Сафронов)
Ответ:1,3
17.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭЛЛИПСИС
1) Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке (М. Булгаков)
2)Вот ползёт он со скоростью света
Над землёй, над тобой, над рекой… (Л.Сафронов)
3) А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!» (Н.Некрасов)
4) Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка (М.С а л т ы к о в-Щ е д р и н)
5) И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом (М. Лермонтов)
Ответ: 3,4
18. Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки (М.Салтыков – Щедрин) 1. Антитеза
Б)«Город пышный, город бедный
Дух неволи, стройный вид...» (А.С.Пушкин) 2. Эпифора
В) Жребий ваш… но к чему повторять
То, что даже ребенку известно? (Н.Некрасов) 3. Градация
Г) Не волнуйся, не плачь, не труди
Сил иссякших, и сердца не мучай.(Б.Пастернак) 4. Умолчание
Д) Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот! (М.Цветаева) 5. Эллипсис

А Б В Г Д
5 1 4 3 2

19. Определите средства художественной выразительности в предложении.
Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса. (Э.Бёрнс)
Ответ: анафора, метафора, инверсия.
20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Парцелляция. Б. Эпифора. В. Эпитет. Г. Градация . Д.Синекдоха. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, В,Д
4) В, Д
Ответ:4
Вариант 4
1.Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А Перенос наименования с одного предмета, явления или действия на другой на основе их сходства 1. Перифраза
Б) Образное (метафорическое, метонимическое) определение предмета, явления или действия 2.Гипербола
В) Замена слова образным описательным оборотом 3.Метонимия
Г) Намеренное преувеличение 4.Метафора
Д) Перенос наименования с одного предмета, явления или действия на другой на основе их смежности 5.Эпитет
Ответ
А Б В Г Д
4 5 1 2 3

2. Укажите, какое средство речевой выразительности (троп) используется в предложении.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса. (И.Бунин)
Ответ: метафора
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПЕРИФРАЗА
1) И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят .(А.Ахматова)
2) Прости мне , Северный Орфей
Что в повести моей забавной
Теперь вослед тебе лечу.(А.Пушкин)
3) Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка. (В.Брюсов)
4) В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.Есенин)
5) И Среди дерев укрыт,
Выстроившись чинно,
Дружно воет и гудит
Городок пчелиный. (А.Твардовский)
4.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1) Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
2) Он, наконец, явился в дом, где она сто лет вздыхала о нём, куда он сам сто лет спешил… (Б. Окуджава)
3) Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.В.Гоголь)
4) И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.(А.Ахматова)
5) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия. (М.Булгаков)
Ответ:2,3
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТОНИМИЯ
1. Маком влюбленное сердце цветет. (С.Есенин)
2. Рог золотой выплывает луны. (С.Есенин)
3. И зависти игла
Пронзает взглядом грудь. (В.Сталь)
4. Гирей сидел, потупя взор,
Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин )
5. Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик. (Н. Некрасов)
Ответ:4,5
6. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. И горят снежинки в золотом огне.(С.Есенин)
2. Пробил сквозь призму лет
Мечту штырём гвоздя. (В.Сталь)
3. Пуще всего береги копейку. (Н.В.Гоголь);
4.Небо ясное, весеннее. А сегодня – воскресение. (Л.Сафронов)
5.Уже ромашки отцвели, давно скосили луг… (Л.Сафронов)
Ответ:1,2
7. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1. Судак веление судачье
глухонемыми плавниками
мне промаячит…(Юлия Вольт)
2. Позабуду я мрачные силы (С.Есенин)
3.Не остывшая от зною, ночь июльская блистала…(Ф.Тютчев)
4. Золотой примял песок (С.Есенин)
5.Ещё томлюсь тоской желаний …(Ф.Тютчев)
Ответ:2,4
8. Каких из перечисленных средств выразительности нет в предложении?
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)
1) Метафора
2) Синекдоха
3) Эпитет
4) Сравнение
Ответ: синекдоха, сравнение.
9.Определите средства художественной выразительности (тропы) в предложении.
За окном те же клены и дряхлые липы,
Та же осень грустит, опершись на забор,
Шаг ступлю – под ногой заколышутся скрипы:
Половицы ведут про меня разговор.
(Л.Сафронов)
Ответ: эпитет, метафора, олицетворение
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.

А) Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые… (И.Тургеев) 1. Метафора
Б) Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил наконечником» (М. Лермонтов) 2. Перифраза
В) «Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». (И.Крылов) 3. Гипербола
Г) Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила. (С.Есенин) 4. Метонимия
Д) Солнце русской поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский). 5. Эпитет

А Б В Г Д
5 3 4 1 2

Фигуры речи
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Одинаковое начало нескольких соседних предложений 1.Оксюморон
Б) Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости 2.Анафора
В) Нарушение прямого порядка слов 3.Парцелляция
Г) Сочетание противоположных по значению слов 4.Инверсия
Д) Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки 5.Градация

Ответ
А Б В Г Д
2 5 4 1 3

12. Укажите, какие средства речевой выразительности (фигуры) используется в предложении.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все равно, и всё – едино. (М. Цветаева).
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4. Параллелизм
5.Инверсия
Ответ: параллелизм, анафора.
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОКСЮМОРОН
1) Так птичка в бурю под кустом
Сидит — и чутко буре внемлет. (Н.Некрасов)
2) Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений.
(А. Блок)
3) И убогая роскошь наряда —
Все не в пользу ее говорит. (Н.Некрасов)
4) Где нет тебя – там сумрак бродит,
Тревожит день, где нет тебя… (С.Крылов)
5) Хочу я в синий омут окунуться,
Растаять в голубом просторе глаз…(С.Крылов)
Ответ:2,3
14.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АНАФОРА
1) Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
2) Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.(А.Фет)
3) Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца. (А.Чехов)
4) В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.(М.Цветаева)

5) Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.(М.Цветаева)
Ответ:2,5
15. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
1) И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…(В.Шукшин)
2) Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина.(Э.Хруцкий)
3) Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!(А.Ахматова)
4) И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь (П.Антокольский)
5) На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)
Ответ:2,4
16.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ
1) Шла с дожем по небу туча… (Л.Сафронов)
2) Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…(М.Лермонтов)
3) Слова отзвучивают и утекают, как вода, - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын)
4) А еще потому, что в сияньи сильней
И люблю я сильнее в разлуке
Полусвет-полутьму наших северных дней,
Недосказанность песни и муки... (И.Анненский)
5) Кружатся нежные листы
И не хотят коснуться праха... (И.Анненский)
Ответ: 1,4,5
17.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГРАДАЦИЯ
1) В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (А.Грибоедов)
2) Нависнет ли пламенный зной
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны. (И.Анненский)
3) Пришел, увидел, победил. (Ю.Цезарь)
4) О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду.(И.Бунин)
5) По пруду лебедем красным
Плавает тихо закат.(С.Есенин)
Ответ:1,3
18. Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?(С.Есенин) 1. Парцелляция
Б) До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.(Б.Пастернак) 2. Инверсия
В) Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! (Б. Рахманин); 3. Градация
Г) Не только гимназисты, но и все почтенные учёные не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь модно тоже любить и почитать (А. Лосев). 4. Анафора
Д)Тихо плавает луна – золотая рыбка… (Л.Сафронов) 5. Оксюморон

А Б В Г Д
5 4 1 3 2

19. Определите средства художественной выразительности в предложении.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег. (А. Фет)
Ответ: эпитет, инверсия, анафора.

20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Парцелляция. Б. Оксюморон. В. Метафора. Г. Аллегория Д. Перифраза. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, В,Д
4) В, Г,Д
Ответ:4
Вариант 5
1. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Образное преувеличение 1.Эпитет
Б) Употребление слова в смысле, противоположном буквальному, с целью насмешки 2.Сравнение
В) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. 3.Гипербола
Г) Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. 4.Синекдоха
Д) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. 5.Ирония
Ответ
А Б В Г Д
3 5 1 2 4

2. Укажите, какое средство речевой выразительности (троп) используется в предложении.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (К.Бальмонт)
Ответ: эпитет
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1) Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши…(М.Цветаева)
2) Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза. (С.Есенин)

3)Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.(С.Есенин)
4) Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над хребтами и спугнёт туманы. (Астафьев)
5) Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.(В.Высоцкий)
Ответ:1,3
4.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СИНЕКДОХА
1) Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца. (А.Пушкин)
2) Прежняя рыжая голова с бакенбардами снова показалась из-за двери, поглядела и вошла в контору вместе со своим довольно некрасивым туловищем. (И.С. Тургенев)
3) В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела…(А.Фет)
4) Только стесанный затылок, шумно вздохнув, прошептал. (А.М. Горький)
5) Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенные плен… (С.Есенин)
Ответ:2,4
5.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ИРОНИЯ
1)Плыву по житейскому морю во всю небывалую мочь… (Л.Сафронов)
2)Прошедшее дышало новизною, далекого касалася рука. (Л.Волошинова)
3) Я чту Уголовный кодекс. Я не налетчик, а идейный борец за денежные знаки (И. Ильф, Е. Петров)
4) Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз… (Марк Твен)
5) А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника (И. Ильф, Е. Петров)
Ответ:3,4,5
6.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1) Плачет у окошка пасмурная буря…(С.Есенин)
2) У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н.Гоголь)

3) Илья Муромец не прекословил, схватывает чашу в полтора ведра и выпивает на месте единым духом. (Сказка)
4) Лазурь небесная смеется

Ночною смытая грозой…(Ф.Тютчев)
5) Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят… (Ф.Тютчев)
Ответ:2,3
7.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1) Ночь в лесу была светла, белой, как сметана… (Л.Сафронов)
2) В зеркало залива
Сонный лес глядит…(И.Никитин)
3) Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.(С.Есенин)
4) Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль... .(С.Есенин)
5)Спорили сотни колоколов… (М.Цветаева)
Ответ:1,3
8. Какое из перечисленных средств выразительности есть в предложении.
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима. (А.Пушкин)
1) Эпитет
2) Метафора
3) Олицетворение
4) Сравнение
5) Синекдоха
Ответ: метафора
9. Укажите средства выразительности (троп) в приведенном ниже предложении.
Мертвое поле, дорога степная! (И.Бунин)
Ответ: эпитет
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.

А) Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков…(А.Пушкин) 1. Эпитет
Б) Подозрительные брюки были уже далеко. (Ильф и Петров) 2. Сравнение
В) Даром ничто не дается: судьба Жертв искупительных просит… (Н. Некрасов). 3. Гипербола
Г) На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой) 4. Синекдоха
Д) В сто сорок солнц закат пылал…. (В.В.Маяковский)
5. Ирония

А Б В Г Д
5 4 1 2 3

Фигуры речи
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Сходное, параллельное построение фраз, строк 1.Антитеза
Б) Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки 2.Эллипсис
В) Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять 3.Умолчание
Г) Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи 4.Парцелляция.
Д) Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления 5.Параллелизм

Ответ
А Б В Г Д
5 4 3 2 1

12. Укажите, какое средство речевой выразительности (фигура) используется в предложении
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли? (Н.Некрасов)
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4. Многосоюзие
5.Инверсия
Ответ: анафора
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АНТИТЕЗА
1) Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.(Б.Пастернак)
2) Чёрный вечер, белый снег…(А.Блок)
3) Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь! (Н.Некрасов)

4) Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном. (Б.Пастернак)
5) На траву и на тропу
И на листьев кучи
Ангел белую крупу
Сыплет из-за тучи. (Л.Сафронов)
Ответ:2,3
14.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭЛЛИПСИС
1) В имени его – гнев,
В материнском - тишь…(М.Цветаева)
2) И в сумерках первым листом
Протяжно и нежно запахнет. (Л.Сафронов)
3) Грустят поля о пахаре
В предчувствии весны. (Л.Сафронов)
4) Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (А.Твардовский) .
5) Как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами…(Ф.Тютчев)
Ответ:1,4
15.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является УМОЛЧАНИЕ
1) То глас её: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн
(Ф.Тютчев)
2) Да и сами – бороды с усами.
Только не о том сегодня речь. (Л.Сафронов)
3) Частички истины бесценной
Лежат у Времени в золе. (В.Николаева)
4) На нее поглядите -
До чего хороша!
Только не повредите -
В той сирени - ДУША! (В Николаева)
5) Со страху, как шкуры на выдел,
Повылезли души из тел…
Никто его больше не видел
И видеть никто не хотел.(Л.Сафронов)
Ответ:1,5
16.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
1) Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.
(А. Чехов)
2) Бояться надо не смерти, а пустой жизни. (Бертольд Брехт)
3) Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. (В.Гюго)
4) - Вообразите, сижу, - рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, - и входит кот. Чёрный, здоровый, как бегемот. (М.А.Булгаков)
5) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А.И.Солженицын)
Ответ:4,5
17.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРАЛЛЕЛИЗМ
1) Право сделавшего добро забыть о сделанном добре. Обязанность согретого добром помнить об этом. (Ф.Искандер)
2) Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
3) У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.
(В. Солоухин)
4)Мы сейчас, как землю, небо сеем,
Благодать космическую жнем. (Л.Сафронов)
5)Замри на время не дыша…
Ты слышишь, как растет душа? (Л.Сафронов)
Ответ:1,2
18.Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги… (В.Жуковский)
1. Антитеза
Б) Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В.Брюсов) 2. Эллипсис
В) Да вы дорогу здешнюю знаете ли-с? Ведь тут такие проулки пойдут... Я бы мог руководствовать, потому что здешний город -это все равно, что черт нес да растрес. (Ф.Достоевский) 3. Парцелляция
Г) Вот прихожу я домой и поскорей гляжусь в зеркало. Там, вижу, вырисовывается потрёпанная морда. И тусклый взгляд (М. Зощенко). 4. Умолчание
Д) Жизнь – без начала и конца…
Познай где свет, - поймёшь где тьма.
(А.Блок) 5. Параллелизм

А Б В Г Д
2 5 4 3 1

19. Определите средства художественной выразительности в предложении.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух. (Н.Некрасов)
Ответ: метафора, сравнение, инверсия, перифраза,эпитет.
20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Парцелляция. Б. Инверсия. В. Метафора. Г. Метонимия Д. Параллелизм. В каком варианте ответа указаны только фигуры?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) А, Б, Д
4) В, Г,Д
Ответ:3

Категория: Методические и учебные разработки | Добавил: eleremeewa2016 (11.01.2017)
Просмотров: 4184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0