Главная » Статьи » Методические и учебные разработки

Подготовка к ЕГЭ (средства выразительности)

Вариант 6
1. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) замена прямого названия другим по смежности 1.Эпитет
Б) использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность 2.Сравнение
В) Преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого 3.Литота
Г) сопоставление одного предмета или явления с другим
4.Метафора
Д) Перенос значения слова по сходству
5.Метонимия
Ответ
А Б В Г Д
5 1 3 2 4

2. Укажите, какое средство речевой выразительности (троп) используется в предложении.
Золотом облиты
Темные листы. (И.Суриков)
Ответ: метафора
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТОНИМИЯ
1. В блюдечках - очках спасательных кругов (В. Маяковский).
2.Гуляет ветер, порхает снег. (А.Блок)
3.Белинского и Гоголя с базара понесёт. (Н.Некрасов)
4. Только слышно, по улице где-то одинокая бродит гармонь (М.Исаковский).
5.Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.Некрасов)
Ответ:3,4
4.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1) Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты. (Л.Толстой)
2) И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину. (А.Фет)
3) А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (А.Лебедев-Кумач)
4) В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём. (А.Сурков)
5) Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин. (А.Фет)
Ответ:3,4
5.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1) Живая колесница мирозданья открыто катится в святилище небес. (Ф.Тютчев)
2)Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёлтая земля.(А.Сурков)
3) Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. (А.Пушкин)
4)Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.(Н.Некрасов)
5) Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде. (С.Есенин)
Ответ:1,3,5
6.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЛИТОТА
1) Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен! (А.Фет)
2) Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов.Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (И.Ильф и Е.Петров)
3) С Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! (Н.Гоголь)
4) Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья…(Ф.Тютчев)
5) На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело…(А.Фет)
Ответ:2,3
7.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1) Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь. (М.Исаковский)

2) Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне. (М.Лермонтов)
3) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)
4) И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме. (И.Гончаров)
5) И мгла ложится облаками
На полуюные поля…(М.Лермонтов)
Ответ: 3,4
8. Напишите, какие из перечисленных средств выразительности (тропы) есть в предложении.
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила. (Ф.Тютчев)
1) Эпитет
2) Метафора
3) Олицетворение
4) Аллегория
5) Метонимия
Ответ: эпитет, метафора
9. Укажите средства выразительности (тропы) в приведенном ниже предложении.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна. (С.Есенин)
Ответ: метонимия, эпитет.
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) 1.Эпитет
Б) Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.(С.Есенин)
2.Сравнение
В) Глупое сердце, не бейся! (С.Есенин) 3.Литота
Г) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) 4.Метафора
Д) Вечер, как сажа,
Льется в окно. (С.Есенин) 5.Метонимия

А Б В Г Д
5 4 1 3 2

Фигуры речи
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:
1.Инверсия
Б) Расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления 2.Антитеза
В) Изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову 3.Параллелизм
Г) Сходное синтаксическое оформление соседних предложений
4.Градация
Д) Сопоставление противоположного 5.Анафора

Ответ
А Б В Г Д
5 4 1 3

12. Укажите, какое средство речевой выразительности (фигура) используется в предложении.
Украл, конечно, или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще..(А.Пушкин)
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4.Умолчание
5.Инверсия
Ответ: умолчание.
13.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ
1) Обеды задавал он отличные. (Л.Толстой)
2) Снова осень сгорела пожаром
На пороге холодной зимы. (Л.Рубальская)
3) И хотел бы провторить ей я,
Да разбитая грудь не дает.(С.Есенин)
4) Весна прошла, и улетело лето…(А.Болутенко)
5) Я жду... Соловьиное эхо
Несётся с блестящей реки. (А.Фет)
Ответ:1,3
14.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АНТИТЕЗА
1) Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин)
2) Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки. (А.Фет)
3) Снег лежит среди полей
Белой манной кашей. (Л.Сафронов)
4) Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю. (Петрарки)
5) На болоте целый день
Пень торчит, как солнышко. (Л.Сафронов)
Ответ: 1,4
15.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРАЛЛЕЛИЗМ
1) В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт. (А.Пушкин)
2) Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету (Нар.песня)
3) Вот уж вечер. Там и тут
Улеглась прохлада. (Л.Сафронов)
4) В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний. (А.Фет)
5) Раскудрявая берёзка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь... (Нар.песня)
Ответ:1,2,5
16.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГРАДАЦИЯ
1) Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь. (Н. А. Заболоцкий)
2) А покуда злее пущего дует ветер из щелей…(Л.Сафронов)
3) Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А.Блок)
4)Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.(В.Солоухин)
5) Закатился в позолоту лета чистый изумруд… (Л.Сафронов)
Ответ:3,4
17.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АНАФОРА
1) Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль. (С.Есенин)
2) Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слёзы.(А.Фет)
3) Снежок порхает, кружится,
На улице бело.(Н.Некрасов)
4) Жук домик между листьев приоткрыл
И рожки выставив, выглядывает,
Жук разных корешков себе нарыл
И в кучку складывает. (Н.Заболоцкий)
5) Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка. (С.Есенин)
Ответ:1,4
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето
На все лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Все длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Все короче и короче
В мире великом (И. Мазнин)
18.Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой.
1.Инверсия
Б) Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..(А.Блок) 2.Анафора
В) У людей-то для щей — с солонинкою чан,
А у нас-то во щах — таракан, таракан! 3.Параллелизм
Г) Как светил да светил месяц во полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины...(Нар.песня) 4.Градация
Д) Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты. (А.Блок) 5.Антитеза

А Б В Г Д
4 2 5 3 1

19. Определите средства художественной выразительности в предложении.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.(Н.Некрасов)
Ответ: инверсия, риторическое восклицание, сравнение.

20.Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Парцелляция Б. Инверсия В. Анафора Г. Ирония Д. Сравнение. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) А, Б, Д
4) Г, Д
Ответ:4
Вариант 7
1.Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.

А. Разновидность тропа, основанная на преувеличении 1.метафора
Б. Переносное значение слова, основанное на сходстве 2.гипербола
В. Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий 3. олицетворение
Г. Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные 4.метонимия
Д. Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак 5.сравнение

А Б В Г Д
2 1 4 3 5

2. Укажите, какое средство речевой выразительности (троп) используется в предложении
Беседа окончена...
Чинно
Мы выпили весь самовар. (С.Есенин)
Ответ: метонимия.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1) У нас всё будет, как в кино, -
Свеча и свет погашенный. (Л.Рубальская)
2) Зима изгрызла бок у стога, вспорола скирды… (Н.Клюев)
3) Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки.
И на комья желтеющей глины
За ограду летят лепестки... (Н.Рубцов)
4) И луч бежит в переполохе, ныряет в хвои, в зыбь ветвей… (Н.Клюев)
5) Как далеко дороги пролегли!
Как широко раскинулись угодья! (Н.Рубцов)
Ответ:2,4
4.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1) Тысячу раз спасибо. (М.Губарь)
2) Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
3) В краю, где по дебрям, по рекам
Метелица свищет кругом. (Н.Рубцов)
4) В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела. (С.Есенин)
5) Снова осень сгорела пожаром
На пороге холодной зимы. (Л.Рубальская)
Ответ: 1,2
5.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1) Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах. (С.Есенин)
2) Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат. (Н.Рубцов)
3) Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь. (А.Блок)
4) Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли. (Н.Рубцов)
5) И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну. (С.Есенин)
Ответ:1,5
6.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТОНИМИЯ
1) Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской. (М.Лермонтов)
2) Перо его местию дышит. (А.К. Толстой)
3) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)
4) Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Лермонтов)
5) Но ветер, зовущий с севера,
Моё детское сердце нашёл. (А.Блок)
Ответ:2,3
7.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1) Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала.
В расплавленных свечах мерцают зеркала. (Л.Рубальская)
2) Старые, бескорые жерди на нашем и соседнем огородах осыпались, там, где надо быть кольям, торчали подпорки, хворостины, тесовые обломки. (В.Астафьев)
3) Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом. (В.Солоухин)
4) И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок. (С.Есенин)
5) Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом. (В.Солоухин)
Ответ:1,4,5
8. Какое из перечисленных средств выразительности есть в предложении.
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.(Ф.Тютчев)
1) Эпитет
2) Метафора
3) Олицетворение
4) Сравнение
5) Синекдоха
Ответ: метафора
9. Укажите средства выразительности (тропы)в приведенном ниже предложении.
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый». (С.Есенин)
Ответ: сравнение, олицетворение, эпитет.
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
1.метафора
Б) Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.(М.Лермонтов) 2.гипербола
В) Я вам уже сто раз об этом говорил!
(М.Губарь) 3.сравнение
Г) Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. (В.Астафьев) 4.метонимия
Д) Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел. (Н.Заболоцкий)
5.олицетворение

А Б В Г Д
4 5 2 1 3

Фигуры речи
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма 1. Градация
Б) сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. 2.Парцелляция
В) высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии 3.Антитеза
Г) повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание 4.Эпифора
Д) расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления 5.Риторический вопрос

Ответ
А Б В Г Д
2 3 5 4 1

12. Укажите, какое средство речевой выразительности (фигура) используется в тесте.
Трудами ночи изнурен
Я лег в тени...
(М.Лермонтов)
1.Параллелизм
2.Градация
3.Анафора
4.Парцелляция
5.Инверсия
Ответ: инверсия
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГРАДАЦИЯ
1. Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину. (В.Астафьев)
2. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. (В.Астафьев)
3. Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный! (М.Губарь)
4. Воздух вдруг прогорк, луга забродили горьким медом, и даже коровье молоко стало отдавать знойной полынью. (И.Акулов)
5. Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)
Ответ:2,3
14. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
1. С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за чего. (Г. Успенский)
2.Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. (В.Астафьев)
3. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)
4. Когда поднялись на Вершний увал, в спину ударило встающее солнце. (И.Акулов)
5. Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)
Ответ:1,3
15. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АТИТЕЗА
1. Молодой коршун, поднявшись высоко, некруто срезал к лесу на своих сильных и лениво раскинутых крыльях. (И.Акулов)
2. На опушке дорога двоится — вправо торная, столбовая, в город Ирбит, а та, что в лес, вся в выбоинах, с закисшими лужами, на Устоинские покосы. (И.Акулов)
3.Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери спички. (В.Астафьев)
4. Мягко стелет, да жёстко спать. (Пословица)
5. Умный научит, дурак наскучит. (Пословица)
Ответ:2,4,5
16. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИФОРА
1. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)
2.Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки.(В.Астафьев)
3. Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок)
4. На лесной речке Куреньке становье и разъезд по наделам: до покосов у кого три, а у кого и пять верст, но дорога все хуже и хуже: то старая, изъезженная стланка, то гать, то рвы и завалы. (И.Акулов)
5. В вершине лета совсем неожиданно, как потеря, откричала кукушка, и можно было поверить крестьянскому календарю, что птица подавилась ячменным колосом. (И.Акулов)
Ответ:1,3
17. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
1. — А может, заживу, — огрызнулся Оглоблин: рот у него сделался широкий, ядовитый: — Заживу, может. А? (И.Акулов)
2. Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы? (А. Грибоедов).
3. — Кто же это, Титушко, такой загребистый? (И.Акулов)
4. А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима… (А. Грибоедов);
5.— Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощелкать вечером. (В.Астафьев)
Ответ:2,4
18. Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Первое слово он произнёс весьма внятно, второе промямлил, третье просипел едва слышно, а потом вконец смутился и замолчал 1.Парцелляция
Б) На языке мёд, под языком лёд. 2.Эпифора
В) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)
3.Риторический вопрос
Г) Самое лучшее
и дорогое –Родина.
Горе твое –это наше горе,
Родина. (Р.Рождественский) 4.Градация
Д) А судьи кто? (А.Грибоедов) 5.Антитеза

А Б В Г Д
4 5 1 2 3

19. Определите средства художественной выразительности в тексте.
Сами цену впредь себе вы знайте.
Будьте горделивы. Не меняйте
Золота на первый же медяк! (Э.Асадов)
Ответ: парцелляция, инверсия, метонимия.
20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Антитеза Б. Синекдоха В. Аллегория Г. Ирония Д. Эпифора. В каком варианте ответа указаны только фигуры?
1) А, Д
2) А, В, Г
3) А, Б, Д
4) Г, Д
Ответ:1
Вариант 8
1. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) 1.Аллегория
Б) Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах 2.Метонимия
В) Употребление названия части вместо целого и наоборот 3.Метафора
Г) Использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность.
4.Синекдоха
Д) Перенос значения слова по сходству 5.Эпитет

А Б В Г Д
2 1 4 5 3

2. Укажите, какое средство речевой выразительности (троп) используется в предложении.
"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество
других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают." ("Опыты" - Перевощикова)
Ответ: синекдоха.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АЛЛЕГОРИЯ
1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
2) Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
любившее розу тайком. (А.Ханмагометов)
3) Живая колесница мирозданья… (Ф.И.Тютчев)
4) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
5) То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа. (А.Ханмагометов)
Ответ:2,5
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТОНИМИЯ
1.Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. (В.Астафьев)
2. Где-то еще догуливала гармошка и девки не допели свои песни, а по дворам уже звякали литовки .( И.Акулов)
3. Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца...(А.Пушкин)
4. Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия. (Н.Гоголь)
5. Солнце редко где пробивается до лесного дна; зато большие елани и прокосы высвечены, и облитые росами травы на них перекипают в дымной повити. ( И.Акулов)
Ответ: 2,3,4
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1.Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду. (В.Астафьев)
2. На свету село тронулось. ( И.Акулов)
3. Он просто на помощь прийти готов,
Если плохо тебе на свете. (Э.Асадов)
4.Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку забеспокоившуюся птицу. (В.Астафьев)
5. Словно ворона веселая, сяду опять на забор! (Н.Рубцов)
Ответ: 1,4
6. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СИНЕКДОХА
1. Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи… (Н.Некрасов)
2.Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. (В.Астафьев)
3. На восток, сквозь быт и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа,
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата Брат-француз, британец-брат,
Брат-поляк и все подряд
дружбой будто виноватой,
Но сердеч¬ною глядят... (А Твардовский)
4. На дерновой кровле поднялся кипрей, вспыхнул алым огнем и горит бестрепетно, как свечка в затиши. ( И.Акулов)
5. Речка за мною туманная будет бежать и бежать. (Н.Рубцов)
Ответ:1,3
7. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1.Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темень начала редеть, прятаться в глубь леса. (В.Астафьев)
2.Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. (В.Астафьев)
3. Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).
4. На голоса людей и собачий лай из избушки вышел Титушко Рямок. ( И.Акулов)
5. Исчезал сонный небосвод. (М.Булгаков)
Ответ: 1,3,5
8. Какое из перечисленных средств выразительности есть в предложении.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.(Г.Державин)
1) Эпитет
2) Метафора
3) Олицетворение
4) Сравнение
5) Гипербола
Ответ: гипербола
9. Укажите средство выразительности (троп) в приведенном ниже предложении.
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки! (И.Крылов)
Ответ: литота.
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.

А) Все, как было. Только странная
Воцарилась тишина. (А.Блок) 1.Аллегория
Б) На обухе плетью рожь молотит. (Пословица) 2.Метафора
В) И меркнет звезд алмазный трепет в безбольном холоде зари (М. Волошин) 3.Синекдоха
Г) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов)
4.Эпитет
Д) Всё спит — и человек, и зверь, и птица. (Н.Гоголь) 5.Метонимия

А Б В Г Д
4 1 2 5 3

Фигуры речи
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.

А) Одинаковое построение предложений 1.Бессоюзие
Б) Повтор избыточного союза 2.Эпифора
В) Построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов 3.Градация
Г) Построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот 4.Параллелизм
Д) Повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом 5.Многосоюзие

А Б В Г Д
4 5 1 3 2

12. Укажите, какие средства речевой выразительности (фигуры) используется в тексте.
Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна ... ты плачешь... Я спокоен. (А.Пушкин)
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4. Умолчание
5.Инверсия
Ответ: инверсия, градация, умолчание, антитеза.
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является БЕССОЮЗИЕ
1. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)
2. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)
3. Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)
4. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)
5. Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу! (Э.Асадов)
Ответ:2,3,5
14. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИФОРА
1. Как странно вьётся нить судьбы!
Как будто прожито семь разных жизней. (В.Слётов)
2. Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат. (А. Пушкин)
3. Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими. (И.Анненский)
4. Как мимолётно в жизни счастье - как наважденье, как испуг
Как быстро свет заветной страсти свой опоясывает круг. (В.Слётов)
5. Правда твоя –
это наша правда, Родина.
Слава твоя –это наша слава,Родина! (Р.Рождественский)
Ответ:2,5
15. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГРАДАЦИЯ
1. Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица)
2. Между рыканьем с волками
И беседой с дураками
Нету разницы большой. (В.Слётов)
3. А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин)
4. Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
Я верил всегда только в свой народ. (Э.Асадов)
5. Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)
Ответ:3,5
16. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРАЛЛЕЛИЗМ
1. Блажен лишь тот, кому судьбой,
Дано большое в жизни счастье
- Уменье быть самим собой,
Какими-б ни были ненастья. (В.Слётов)
2. От горя - к победам, сквозь все этапы! (Э.Асадов)
3. Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман! (Э.Асадов)
4. Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось. (А. Ахматова)
5. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький)
Ответ:4,5
17. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МНОГОСОЮЗИЕ
1. Как мало искренних людей,
Как мало в творчестве - сомнений,
Как много точек! - Я устал
От однозначности их мнений. (В.Слётов)
2. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)
3. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)
4. Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В.Ажаев)
5. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)
Ответ:2,3
18. Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
(В.Лебедев-Кумач) 1. Бессоюзие
Б) И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…(М.Лермонтов) 2. Эпифора
В) Прорытые временем лабиринты — исчезли. Пустыня — осталась.
Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло. Пустыня — осталась.(М.Цветаева)
3. Градация
Г)Там теснота, волненья жар, музыки грохот, свеч блистанье, мельканье….(А.Пушкин) 4. Многосоюзие
Д) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков) 5.Параллелизм

А Б В Г Д
5 4 2 1 3

19. Определите средства художественной выразительности в предложении.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.(А.Пушкин)
Ответ: анафора, многосоюзие, метафора, инверсия.
20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А.Синекдоха Б. Умолчание В. Многосоюзие Г. Инверсия Д. Сравнение. В каком варианте ответа указаны только фигуры?
1) А, Г
2) Б, В, Г
3) А, Б, Д
4) Г, Д
Ответ:2

Вариант 9
1. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Замена одного слова описательным выражением, передающим смысл 1.Метонимия
Б) Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные 2.Гипербола
В) Разновидность тропа, основанная на преувеличении 3.Олицетворение
Г) Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений 4.Метафора
Д) Скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков 5.Перифраза

А Б В Г Д
3 2 1 4

2. Укажите, какие средства речевой выразительности (тропы) используется в предложении
Вся наша жизнь, как отрывной календарь,
И день за днём, за годом год
Под крики перелётных стай
Судьба листочек за листочком рвёт.(Е.Толбузова)
Ответ: сравнение, метафора.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТОНИМИЯ
1. Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (Н.Гоголь)
2. Постой!… Ты что-то путаешь в запале!
Известно ведь любому пацану:
На вас не нападали. Вы - напали.
Вы первыми затеяли войну! (Л.Филатов)
3. Дрожит, как тощий мальчик,
Распятое на мачте
Измученное мужество моё. (Л.Филатов)
4. Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит… (А.С. Пушкин)
5. Но я хочу, чтоб беды и тревоги
Не искажали никогда твои черты. (И.Тальков)
Ответ:1,5
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1. Ковыль укрылся от песков
Грустя в своем уныньи. (С.Алаторцева)
2.Имеем право рушить мирозданье
И реки крови темной лить… (Мурасаки)
3. Давно в душе моей утихли бури,
И мысль не мечется, и чувства не бурлят. (И.Тальков)
4. Мне нужен мир, где море смеха,
Где неизвестна лжи помеха..(Г.Мнимая)
5. Вот в Риме, например, я видел огурец:

Ах, мой Творец!

И по сию не вспомнюсь пору!

Поверишь ли? ну, право, был он с гору. (И.Крылов)
Ответ:2,4,5
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К. Толстой)
2. Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –
Заветное преданье поколений...(М. Лермонтов)
3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С. Есенин.)
4. Вы подлость преподносите, как подвиг,
И просите за это ордена! (Л.Филатов)
5. Ну, а когда звезды станут бледнее,
Снег за окном обнаружит рассвет... (И.Тальков)
Ответ:1,3
6. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)
2.Пришла война суровая,
Зажгла огни багровые,
Хлебнули мы свинцового дождя.(А.Софронов)
3. Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
4. Он молча даст мне сердце,
Возьмет и вырвет сердце –
Спокойно, как троллейбусный билет. (Л.Филатов)
5. И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви (М. Лермонтов).
Ответ:1,2,4
7. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПЕРИФРАЗА
1. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной. (А. Пушкин.)
2. Игру его любил творец Макбета. (А.Пушкин)
3. Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная! (Ф.Глинка)
4. Последний вальс свой кружит листопад,
И дремлет старый сад... ... (И.Тальков)
5. Что, в общем, и у сказок,
Таких счастливых сказок –
Бывают несчастливые концы. (Л.Филатов)
Ответ:2,3
8. Какие из перечисленных средств выразительности есть в предложении.
Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья. (В.Астафьев)
1) Аллегория
2) Метафора
3) Олицетворение
4) Сравнение
5) Синекдоха
Ответ: сравнение, метафора.
9. Укажите средства выразительности (тропы)в приведенном ниже предложении.
В тяжкой накипевшей злобе своей шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока. (М.Шолохов)
Ответ: сравнение, эпитет.
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.

А) Вьюга злится, вьюга плачет… (А.Пушкин) 1.Перефраза
Б) Шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами. (Н.Гоголь) 2.Олицетворение
В)Много разных городов видел я, родная.
Только лучше, чем Ростов города не знаю.
У реки казачей он лёг огромным садом.
(С. Заславский) 3.Гипербола
Г) А под ногами грез разбитых хруст до боли об одном: «Зачем спешить туда и что искать в золе сгоревших дней…» (И.Тальков)
4.Метонимия
Д) Рукоплескал театр безумно
Тому, кто славил то, что дурно. (А.Сапрыкина) 5.Метафора

А Б В Г Д
2 3 1 5 4

Фигуры речи
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. 1.Анафора
Б) Изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла 2.Параллелизм
В) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ 3.Оксюморон
Г) Сочетание контрастных, противоположных по значению слов 4.Антитеза
Д) повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом 5.Инверсия.

А Б В Г Д
4 5 2 3 1

12. Укажите, какое средство речевой выразительности (фигуры) используется в предложении.
По крыльцу шаги… Шаги в сенцах… Шаги у самой двери…(М.Шолохов)
1.Антитеза
2.Градация
3.Анафора
4. Умолчание
5.Риторический вопрос
Ответ: анафора, умолчание.
13.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АНАФОРА
1. Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она. (Ф.Тютчев)
2. Тот же город. Тот же час. Тот же замерший сад. (И.Тальков)
3. Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам! (И.Никитин)
4. Леса вдали виднее, синее небеса. (А.Блок)
5. Пролетит январь,
Пролетит февраль,
И опять тебя весна
В радости закружит. (И.Тальков)
Ответ: 2,5
14. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРАЛЛЕЛИЗМ
1. Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят. (Н.Некрасов)
2. Не видать месяца из-за облака, Не знать князя из-за бояров.
(Русское народное творчество)
3. Не отвечай дураку по-глупому, чтобы ты сам ему не уподобился. Отвечай дураку по-глупому, чтобы он мудрым сам себе не показался.
4. Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клён... (Н.Некрасов)
5. Голос нежный и призывный!
Прозвучал ты песней дивной -
И в дали угас! (И.Бунин)
Ответ:2,3
15. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОКСЮМОРОН
1. Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться. (И.Анненский)
2. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)
3. И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
А. С. Пушкин
4. Сквозь сеть алмазную зазеленел восток. (М.Волошин)
5. Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.
М.Ю. Лермонтов
Ответ:3,5
16. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является АНТИТЕЗА
1. А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.
2. Небеса набухшей парусиною
Тянут лето красное на дно.(В.Кирюшин)
3. Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами. (М.Волошин)
4. Живет в избе старик рябой,
Живет за окнами с резьбой (Н.Рубцов)
5. С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя...(И.Анненский)
Ответ:1,2,5
17. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ
1. С горизонтов равнина бесплодная
Дышит в ясную твердь облаками. (А.Белый)
2. Я сегодня влюблен в этот вечер. (С.Есенин)
3. За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец. (С.Есенин)
4. Он есть источник чувств высоких,
Любви к изящному прямой
И мыслей чистых и глубоких! (К.Батюшков)
5. Обманите и сами поверьте в обман. (М.Волошин)
Ответ: 2,4
18. Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Белеет чернотой сиреневый желток,
Зелёной синевой краснеется чепыжность,
Восточит запад, западит восток,
Роднит людей космическая сопричастность!
(Александр Иванов) 1.Параллелизм
Б) Хочу постичь тебя, хочу — не постигаю.
Хочу не знать тебя, хочу — и обретаю.(А.Белый) 2.Инверсия
В) Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари. (С.Есенин) 3.Антитеза
Г)Полюбил богатый — бедную, Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный —бледную, Полюбил хороший — вредную (М.Цветаева). 4.Анафора
Д) Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди… (К.Симонов) 5.Оксюморон

А Б В Г Д
5 1 2 3 4

19. Определите средства художественной выразительности в тексте.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А.С. Пушкин
Ответ: перифраза, эпитет, метафора, инверсия.
20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Метонимия Б. Инверсия В. Анафора Г. Параллелизм Д. Эпитет. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Д
3) А, Б, Д
4) Г, Д
Ответ:2
Вариант 10
1.Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Переносное значение слова, основанное на сходстве 1.Олицетворение
Б) Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы 2.Сравнение
В) Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры 3.Метафора
Г) Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак 4.Эпитет
Д) Художественное определение. 5.Сарказм

А Б В Г Д
3 1 5 2 4

2. Укажите, какое средство речевой выразительности (троп) используется в предложении.
Маком влюбленное сердце цветет. (С.Есенин)
Ответ: метафора
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является САРКАЗМ
1.И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко. (К.Симонов)
2. Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом. (М.Лермонтов)
3. Безбожно врал сам основатель «Правды» (Г. Александров)
4. Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам! (И.Никитин)
5. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Ф.Раневская)
Ответ:2,3,5
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Синий туман. Снеговое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин)
2. У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос. (Г.Троепольский)
3. Рог золотой выплывает луны. (С.Есенин)
4. Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился. (К.Симонов
5. И горят снежинки в золотом огне. (С.Есенин)
Ответ:3,5
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1.Позабуду я мрачные силы. (С.Есенин)
2.Нас пули с тобою пока еще милуют. (К.Симонов)
3. И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева. (А.Поперечный)
4. Зимы-матушки царство прошло. (И.Никитин)
5. Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят. (И.Никитин)
Ответ:1,3
6. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1.Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...(Ф.Тютчев)
2. Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,
По лесным цветам...(И.Бунин)
3. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега́. (А.Блок)
4. Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни. (И.Никитин)
5. Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)
Ответ:3,4,5
7. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1.Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста! (Ф.Тютчев)
2. Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. (В.Астафьев)
3.И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев)
4. Как-то так получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. (В.Нагибин)
5. Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось. (С.Есенин)
Ответ:1,3
8. Какие из перечисленных средств выразительности есть в предложении.
Туман поднялся над рекою, выступил по лугам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. (В.Астафьев)
1) Эпитет
2) Метафора
3)Ирония
4) Сравнение
5) Аллегория
Ответ: эпитет, метафора.
9. Укажите средства выразительности (тропы) в приведенном ниже предложении.
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые. (С.Дрожжин)
Ответ: метафора, сравнение, эпитет.
10.Определите тропы в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.

А) Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт первой у меня имеются сомнения (А.Эйнштейн) 1. .Олицетворение
Б) Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами…(М.Лермонтов) 2.Эпитет
В)Не вдруг восторги бросят нас…(А.Пушкин) 3.Метафора
Г)На севере диком стоит одиноко сосна. (М.Лермонтов) 4.Сравнение
Д) И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор. (М. Лермонтов) 5.Сакразм

А Б В Г Д
5 3 1 2 4

Фигуры речи
11. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Соединение двух противоречащих понятий 1.Эллипсис
Б) Предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. 2.Инверсия
В) Пропуск подразумеваемого слова 3.Риторическое восклицание.
Г) Восклицательное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата. 4.Парцелляция
Д) Непрямой порядок слов 5.Оксюморон

А Б В Г Д
5 4 1 3 2

12. Укажите, какое средство речевой выразительности (фигура) используется в предложении.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.Пушкин)
1.Антитеза
2.Риторическое восклицание.
3.Анафора
4. Многосоюзие
5.Инверсия
Ответ: риторическое восклицание.
13. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ОКСЮМОРОН.
1. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…(А.Пушкин)
2. Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья. (Е.Замятин)
3. Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)
4. Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума... (С.Есенин)
5. Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О.Высотская)
Ответ:2,3
14.Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
1. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б.Пастернак)
2. Но все бросаю, все…Сейчас будем пить чай… С конфетами! (А. Приставкин).
3. Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий)
4.Там все есть. И хлеб там есть. Икартошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали. (А.Приставкин)
5. На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)
Ответ:2,4
15. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ
1. Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (В.Солоухин)
2. Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)
3. Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)
4. Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (В.Солоухин)
5. Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? (А.Пушкин)
Ответ: 2,3,5
16. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ.
1. И какой же русский не любит быстрой езды?(Н.Гоголь)
2. Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)
3. Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)
4. Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой (А. Пушкин);
5. О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор! (М.Цветаева)
Ответ:3,5
17. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является ЭЛЛИПСИС
1. День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты?.. Ты в меня! (Г.Гейне)
2. Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством… (М. Лермонтов).
3. Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать! (Чуковский)
4. Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)
5. Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей. (Н.Рубцов)
Ответ:1,3
18.Определите фигуры речи в предложениях и соотнесите с определениями. Запишите цифру под соответствующими буквами.
А) Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось. (Пословица) 1.Инверсия
Б)Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы.
Положил руку на трубку. Взял ее.(А.Солженицын) 2.Оксюморон
В) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев) 3.Риторическое восклицание
Г)О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!.. (А.Пушкин) 4.Парцелляция
Д) И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.(А.Блок) 5.Эллипсис

А Б В Г Д
5 4 1 3 2

19. Определите средства художественной выразительности в тексте.
У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят! (М.Цветаева)
Ответ: анафора, синтаксический параллелизм, риторическое восклицание, метафора.
20. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Парцелляция Б. Инверсия В. Анафора Г. Ирония Д. Сравнение. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) А, Б, Д
4) Г, Д
Ответ:4

Категория: Методические и учебные разработки | Добавил: eleremeewa2016 (11.01.2017)
Просмотров: 2862 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0