Главная » Статьи » Методические и учебные разработки |
Урок развития речи «Вы описали музыку словами»
Тема урока: «Вы описали музыку словами». Седьмая симфония Д.Шостаковича на уроке развития речи. Цель урока: формирование способности связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной или языковой задачей. Задачи урока: -познакомить с историей создания Седьмой симфонии Д.Шостаковича; -учить выражать словами свое чувствование музыки; -воспитание чувства гордости у детей перед силой мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. Оборудование: фрагменты кинофильма «Д.Шостакович», презентации «Блокада Ленинграда», «Жизнь и творчество Д.Шостаковича», аудио фрагменты Седьмой симфонии . Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Слово учителя. Уму, чувству неразвитым значительно легче воспринимать суррогат массовой культуры вместо искусства подлинного, требующего и духовной культуры, и способности восприятия, то есть большого труда разума и чувства. Цивилизация потребления породила псевдокультуру, которая развивает в человеке низменное начало, ввергает его в область бесконтрольных эмоций, сводит до уровня инстинкта. Настоящая же культура развивает чувства, обращает человеческие сердца к добру и красоте. «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы, благодаря ему , становимся»,- писал О.Уайльд именно эти слова стали эпиграфом к нашему уроку .Сегодня нам предстоит выполнить сложную задачу: мы с вами привыкли к тому, что музыка служит лишь эмоциональным фоном, к которому можно привыкнуть и не замечать. А что, если сделать ее «главным героем» и описать словами музыкальное произведение? Сложно? Чрезвычайно: впечатления от музыки не то что описать, даже выразить трудно. И все же попытаемся. Мы с вами познакомимся с историей создания Седьмой симфонии Д.Шостаковича, прослушаем фрагменты этого гениального произведения. 3.Но в начале урока давайте напишем словарный диктант. Симфония, соната, пиано, форте, прелюдия, финал, премьера. Объясните значение этих слов. Симфония- соната для оркестра, самая богатая и сложная форма инструментальной музыки. Соната- представляет собой многочастное произведение, каждая часть которого самостоятельна по своему значению, но все они связаны между собой общностью художественного замысла и решения. Пиано- тихо, форте – громко: обозначение силы звучания. Прелюдия – вступление к музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса. Финал- заключительная часть циклических музыкальных произведений. 4.- А сейчас, ребята, чтобы понять всю значимость Седьмой симфонии Д.Шостаковича, чтобы можно было объяснить, почему ее называют симфонией всепобеждающего мужества, обратимся к истории , вспомним те страшные годы, когда создавалось это произведение. (стихотворение «С чего начинается память?») 5.Презентация «Блокада Ленинграда» 6.Пересказ свободного диктанта «Симфония всепобеждающего мужества» 7.Презентация «Д.Д.Шостакович» 8.Фильм «Д.Д.Шостакович» 9.Чтение стихотворений (Припиков, Мироненко, Саргсян) 10. Слушаем музыку. А) Прелюдия . (Слышится ясный напев, покой, счастье. И вдруг…) Б) Нашествие (обретает выразительность в мелодии, ритме, тембре сухое постукивание барабана, жесткие механические звуки, монотонная мелодия фашистского марша) Какой основной конфликт отражен в этом фрагменте? (борьба со злом, с фашизмом) Как развивается тема нашествия, как вы ее услышали? (марш звучит сначала невыразительно, издалека, а затем заполняется все, движется разрушительная сила) В какой части фрагмента, по-вашему, больше всего проявляется образ зла? ( там, где звучит механический марш, в сознании возникает образ фашизма) Маршевая мелодия. Какая она? Позволяет ли она думать? ( однообразная, громкая, назойливая; она не позволяет думать, она раздражает, «Бьет по голове», «отупляет») Слово учителю. В последующих частях симфонии композитор говорит не только о борьбе с фашизмом, но и о победе добра над злом. Страницы глубокой человеческой скорби проходят пред нами, страницы нашей памяти о павших. Вот как описал эту музыку известный писатель Евгений Петров: «,,,она (мелодия) обрастает железом и кровью. Она сотрясает мир. Что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас… На предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления….» Завершить наш урок я хотела бы словами Новеллы Матвеевой: Вы объяснили музыку словами, Но, видно, ей не надобны слова, Не то она, соперничая с вами, Словами изъяснялась бы сама. Конечно, слово не всегда нужно музыке. Но оно необходимо человеку. Не для того, чтобы соперничать с музыкой, а для пробуждения к ней интереса, для более глубокого понимания и чувствования красоты искусства и красоты жизни. | |
Просмотров: 247 | |
Всего комментариев: 0 | |