Главная » Статьи » Методические и учебные разработки |
урок "Вся жизнь в стихах"
Урок литературы в 6 классе по ФГОС «Вся жизнь в стихах…» (По творчеству Николая Рубцова) Еремеева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Вильямсской СОШ №3 Цели урока: создать условие для развития читательского восприятия и понимания литературных текстов; дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова, познакомить с этапами его жизненного и творческого пути. Личностные УУД: - совершенствование нормы речевого этикета; -формирование познавательного интереса, доброжелательности, самодисциплины, воли и целеустремленности, рациональной самооценки; -воспитание любви к своей Родине. Метапредметные УУД Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, контроль проделанной работы, оценивание. Коммуникативные: работа в команде, умение принять единое решение, умение формулировать собственное мнение и позицию; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; произвольное построение речевых высказываний в устной форме, расширение кругозора. ПредметныеУУД - ознакомление учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова; - совершенствование умения анализа поэтического текста, видение смыслового и эмоционального содержания, определение языкового богатства поэтики; - формирование способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявление общих закономерностей и частных различий. Форма работы: индивидуальная, фронтальная. Тип занятия: овладение новыми знаниями. Место проведения: МБОУ Кагальницкая СОШ №1. Средства обучения: тексты произведений Н.М. Рубцова, мультимедиа, звукозаписи. Средства контроля: устный опрос, работа с таблицами Методы обучения: коммуникативный метод, метод активного обучения, словесный метод (объяснение, беседа), наглядный метод (иллюстрация), практический метод (устные задания). Ход урока Любите родину свою- Наследство от отцов. Любите, как любил её Поэт Руси Рубцов Е.Еремеева 1.Организационный момент. Создание учителем настроя учащихся на плодотворную работу. -Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я, Еремеева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Вильямсской средней школы №3 Кагальницкого района. На уроке мне нужна будет ваша помощь. Постарайтесь быть открытыми, не бойтесь высказывать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства, не бойтесь ошибиться, потому что мы учимся, а не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Готовы? 2.Вступление в урок. Определение темы урока и цели. -Сейчас нам с вами предстоит определить тему урока. Внимание на экран. Перед вами фотографии русских поэтов ХХ века. Давайте назовем их имена. Их стихи разительно отличаются друг от друга. Так, например, Высоцкий свои стихи исполнял всегда под гитару, у него был удивительный с хрипотцой голос. Лирику Николая Рубцова называют «тихой». Поэзию Евтушенко называют «эстрадной», к тому же многие его произведения имеют большее отношение к политике, чем к искусству. Лирика Вознесенского — это страстный протест против опасности духовной Хиросимы, то есть уничтожения всего подлинно человеческого в мире, где власть захватили вещи, а на “душу наложено вето” А сейчас вы прослушает стихотворение в исполнении автора, и определите, кому из этих поэтов оно принадлежит. (ответ учеников) -Итак, это стихотворение принадлежит поэт Николаю Рубцову. - Послушайте, пожалуйста, что писал В.П. Астафьев о Рубцове: «Рубцов не выбирал своей судьбы, он только предугадывал ее. Загадочной выглядит взаимосвязь поэзии Рубцова и его жизни. По его стихам точнее, чем по документам и автобиографиям можно проследить его жизненный путь». Я предлагаю вам в течение урока попытаться доказать, что Астафьев был прав, или опровергнуть его высказывание. -Итак, чем мы с вами сейчас будем заниматься на уроке? - Правильно, в течение урока мы попытаемся проследить жизненный путь поэта по его стихам. Для этого нам понадобятся таблицы , в которые вписаны факты из биографии поэта.. Сейчас я буду задавать вам вопросы, показывать слайды, читать стихи, а вы будете находить в таблице нужную информацию, отмечать последовательность событий, находить стихи, в которых описаны те или иные события из жизни Рубцова. 3. Усвоение новых знаний и способов действий. Изучение биографии поэта по стихам. - Внимание на экран. - « Я люблю судьбу свою…», писал Рубцов. Любая биография начинается с даты и места рождения. Где и когда родился Н.Рубцов? Что мы знаем о семье поэта? Ответ: Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в Емецке, Архангельской области, в простой семье. Его отец — Михаил Андреанович — работал начальником ОРСа местного леспромхоза. Мать — Александра Михайловна — была домохозяйкой. В семье Рубцовых было пятеро детей: три дочери и два сына. На момент рождения Николай был пятым, самым младшим ребенком в семье(чуть позже родится еще один мальчик — Борис). В 1940 год семья Рубцовых переезжает в Вологду. - Прослушайте, пожалуйста, стихотворение. О каких событиях рассказывает в нем автор? Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая не дает проходу. Я смутно помню утро похорон И за окошком скудную природу. Ответ: 26 июня 1942 года внезапно умирает Александра Михайловна. Отца призывают на фронт. Воспоминаниям о матери посвящено много стихотворений. Вот одно из них «Аленький цветок» Домик моих родителей Часто лишал я сна. - Где он опять, не видели? Мать без того больна. - В зарослях сада нашего Прятался я как мог. Там я тайком выращивал Аленький свой цветок. Этот цветочек маленький Как я любил и прятал! Нежил его, - вот маменька Будет подарку рада! Кстати его, некстати ли, Вырастить все же смог... Нес я за гробом матери Аленький свой цветок. - Дальнейшую свою судьбу Рубцов описывает так: Я смутно помню Позднюю реку, Огни на ней, И скрип, и плеск парома, И крик “Скорей!”, Потом раскаты грома И дождь… Потом Детдом на берегу. - С какими событиями в жизни поэта связано это стихотворение? Ответ: После смерти матери старших детей взяли родственники, а Николая и его брата 12 июля 1942 года отец отдает в детский дом. 20 октября 1943 года вместе с группой детей, вышедших из дошкольного возраста, Николая Рубцова отправляют в Никольский детский дом под Тотьмой. -Как вы думаете, нравится ли учиться Николаю? Ответ: Учится Николай хорошо. 20 июня 1944 года он награждается похвальной грамотой за отличные успехи и примерное поведение в связи с окончанием первого класса Никольской начальной школы. -Вспоминает ли в своем творчестве Рубцов с.Никольское? Ответ:В своем творчестве Рубцов часто вспоминает деревню Николу.(стихотворение «Родная Деревня») Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу! Бывает, что пыльный мальчишка За гостем приезжим по следу В дорогу торопится слишком: - Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок Храбрится, едва из пеленок: - Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу... -Чем знаменито следующее стихотворение? Скользят Полозья детских санок По горушечке крутой. Дети весело щебечут, Как птицы раннею порой. 1945 г. с. Никольское Вологодской обл. Ответ: В с. Никольском в 1945 году Николай Рубцов сочинил свое первое стихотворение «Зима», написанное под влиянием «Детства» И. Сурикова. Сохранился автограф, написанный рукой взрослого поэта. Сохранился рассказ учительницы литературы Александры Меньшиковой: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, — там, с героями стихотворения». - Как складывалась жизнь после детского дома у Николая Рубцова? Ответ: 12 июня 1950 года Николай Рубцов получает свидетельство об окончании семи классов и в тот же день уезжает в Ригу поступать в мореходное училище (не допущен до экзаменов, как не достигший 16-летнего возраста). На обратном пути делает попытку поступить в художественное училище (не было творческих работ по рисунку и живописи). 30 июля он поступает в Тотемский лесотехнический техникум (г. Тотьма Вологодской области).О выборе жизненного пути поэт рассказывает в стихотворении «Два пути», которое датировано 1950 годом. В нем есть такие слова: Все на пристань двигаются люди На телегах, в седлах и пешком. А от тракта, в сторону далеко, В лес уходит узкая тропа. Хоть на ней бывает одиноко, Но порой влечет меня туда. (Стихотворение «Два пути») - Находит ли сразу свое предназначение Рубцов? Ответ: Через два года Рубцов оставляет учебу в техникуме, продолжает искать свой путь. Работаем библиотекарем, кочегаром, слесарем на флоте, поступает учиться в Горно-химический техникум, совершает путешествие в Ташкент. Но дальнейшие поиски себя приходится временно отложить. - О каком периоде жизни идет речь в следующем стихотворении? Я тоже служил на флоте! Я тоже памятью полн О той бесподобной работе — На гребнях чудовищных волн. Ответ: 23 ноября 1955 года Всеволожским РВК Ленинградской области Николай Рубцов признан годным к строевой службе. Призывается на военную службу матросом на Северный флот. Он 4 года служит на Северном флоте, на эскадренном миноносце. Как и в детстве, Н. Рубцов во время службы в часы отдыха играл для своих сослуживцев на гармошке. -Как назывался первый самиздатовский сборник стихов поэта? Ответ: В 1962 году выходит первый самиздатовский сборник стихов Рубцова «Волны и скалы». - Послушайте одно из стихотворений, вошедших в этот сборник. (Звучит «Я люблю, когда шумят березы») - Смог ли получить образование Н.Рубцов? Ответ: В 1962 году Рубцов поступил в литературный институт. Несколько раз студент Рубцов отчислялся из института. 23 мая 1969 года получает диплом об окончании Литературного института. Возвращается в Вологду. - Сколько сборников вышло при жизни Рубцова? Ответ: При жизни поэта вышло 4 сборника: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Шум сосен» Закрепление знаний и способов действий. (Анализ поэтического текста) -Прослушайте стихотворение Рубцова «Тихая моя родина» и ответьте на вопросы. ТИХАЯ МОЯ РОДИНА В. Белову Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. - Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.- Тихо ответили жители: - Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. (1964) - Понравилось вам стихотворение? -Какое настроение вызвало оно у вас? (тихую грусть) -Когда написано стихотворение? Написано в 1964 году. -Кому оно посвящено? Оно посвящено Василию Белову -Какова основная тема стихотворения? (Возвращение на родину). -Каковы мысли и чувства автора? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной). -Есть ли в этом стихотворении незнакомые вам слова? (Погост - 1. Сельское кладбище. 2. устар. Сельская церковь с кладбищем. Обитель - 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище) Какие художественные средства , использует автор: Эпитет - «тихая родина»; Метафора - «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть». Сравнение – «словно ворона веселая» Повторы - «тихо, тихо». -В чем мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаешься, и ценить это общение). - Когда умер Николай Рубцов? Какое из его стихотворений оказалось пророческим? Ответ:19 января 1971 года Н. Рубцов убит. Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище. В 1969 году Николай закончил, наконец, Литературный институт и был принят в штат газеты "Вологодский комсомолец". В этом же году в его жизни (к тому времени он развелся с первой женой) впервые появилась женщина, сыгравшая впоследствии роковую роль. Поначалу поэт не произвел на Людмилу Дербину никакого впечатления -- старый берет, потрепанное пальто. Но прочитав книгу его стихов "Звезда полей", Дербина влюбилась. Зная, что личная жизнь Рубцова неустроена, она приехала к нему в Вологду и пошла работать библиотекарем. Позднее Людмила вспоминала, что хотела только одного -- сделать жизнь любимого человека лучше, счастливее. "Он был поэт, -- рассказывала она, -- а спал, как последний босяк. У него не было ни одной подушки, только одна прожженная простыня и прожженное рваное одеяло. Все восхищались его стихами, а как человек он никому не был нужен". Я умру в крещенские морозы Я умру, когда трещат березы А весною ужас будет полный: На погост речные хлынут волны! Из моей затопленной могилы Гроб всплывет, забытый и унылый Разобьется с треском, и в потемки Уплывут ужасные обломки Сам не знаю, что это такое... Я не верю вечности покоя! Обобщение изученного материала. - А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы задавали себе в начале урока. Прав ли был Астафьев, утверждая, что стихам Рубцова точнее, чем по документам и автобиографиям можно проследить его жизненный путь. Рефлексия. -Вам понравился урок? – Что особенно вам запомнилось? – Чему вы научились на уроке? -Появилось ли у вас желание более подробно познакомиться с творчеством Рубцова? - Чему нас учит лирика поэта? Хочется пожелать вам любить свою родину так, как любил ее Н.М.Рубцов. А вам на память сегодня я приготовила в подарок маленькое стихотворение. Любите Родину свою- Наследство от отцов. Любите, как любил ее Поэт Руси Рубцов. Оценки Я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. 1.Если вы на уроке отвечали на вопросы, успешно справились с заполнением таблицы, у вас появилось желание прочитать стихи Рубцова, поделиться усвоенным на уроке материалом с родными и друзьями, то вы смело выставляйте себе «отлично». 2. Если на уроке вы стеснялись отвечать, но успешно справились с заполнением таблицы, у вас появилось желание прочитать стихи Рубцова, поделиться усвоенным на уроке материалом с родными и друзьями, то вы смело выставляйте себе «хорошо». 3.Плохих оценок сегодня нет, потому что поэзия Н.М.Рубцова никого не оставляет равнодушным, она делает нас лучше , чище душою, нравственнее. Звучит песня на стихи Рубцова «До конца, до тихого креста…») Закончим мы наш урок стихотворением Рубцова, которое обращено ,на мой взгляд, к каждому. Это его завещание потомкам. До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Жёлтой, захолустной Стороной берёзовой Моей, Перед жнивой Пасмурной и грустной В дни осенних Горестных дождей, Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным белым светом Я клянусь: Душа моя чиста! Пусть она Останется чиста До конца, До смертного креста! Дорогие ребята, гости, пусть ваша душа будет чиста. Спасибо за урок. Домашнее задание. Выучить стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» | |
Просмотров: 216 | |
Всего комментариев: 0 | |